Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колосок» села Добрушино Сакского района Республики Крым -не имеет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ «Колосок» с. Добрушино оборудовано шесть групповых помещений с учетом возрастных особенностей детей для проведения практических занятий,в том числе - музыкальный(спортивный) зал, кабинет психолога, методический кабинет.
Имеющиеся учебные помещения подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете (групповой ячейке). Оборудование помещений соответствует действующему Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Организация среды – это специальное оборудование центров (зон), направленное на компенсацию состояния детей с ОВЗ.
В помещениях (группах) созданы следующие центры:
1) Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
• Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
• Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки и др.
• Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке и др.
2) Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
• Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки), картотека пальчиковых игр и др.
3) Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
• Материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
• Материалы для развития мышления: развивающие пособия, развивающие игры «Найди ключ от замка», «Сложи узор», «Сложи квадрат»; «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Кто там, что там?», «Классификация», «Круги Лолья», «Викторина малышам», «Последовательность событий»; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда – молоток, гаечный ключ, отвёртка; заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления; книги, содержащие произведения для развития нагляднообразного и элементов логического мышления.
• Материалы для развития речи и представлений об окружающем: картотека
«Артикуляционная гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; уголок «Библиотека»; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи и др.
• Материалы для формирования учебных навыков.
4) Пособия по ФЭМП:
• Материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки, елки, гуси и др.); мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска.
Обучение грамоте: схемы слов, условные обозначения звуков, карточки с буквами, предметные картинки различной тематики.
Предметно-развивающая среда в кабинете постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Каждаягрупповая комнатаимеет отдельные спальную комнату, игровую, санузел, моечную, раздевальную комнаты. Группы обеспечены материалами для осуществления воспитательно-образовательной работы, наглядными пособиями, игрушками и игровым оборудованием.
Методический кабинетосуществляет научно-методическое сопровождение педагогов и родителей детского сада. Методический материал (комплекс методических и наглядных средств обучения в детском саду) в методическом кабинете подобран и систематизирован по разделам программы в соответствии с возрастными особенностями детей. Кабинет представляет педагогическую творческую мастерскую, побуждает совершенствование профессионального мастерства педагогов. Методический кабинет доступен для всех педагогов, имеет удобный, гибкий график работы.
Физкультурный залосуществляет обеспечение развития и оздоровления детей. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем для оформления физкультурно-игровой среды и создания положительных эмоций у дошкольников. Для формирования у детей рациональной двигательной активности, привычки к регулярным занятиям физической культурой необходимо многообразие условий предметной среды.
Музыкальный залобеспечивает эстетическое развитие детей и способствует формированию музыкальных способностей. Общая эстетика зала, наличие ярких и интересных атрибутов и игрушек создают благоприятную атмосферу и радостный настрой у детей, помогают привить чувство прекрасного и любви к музыке.
Кабинет педагога-психологас созданной в нем предметно-развивающей средой обеспечивает максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создает возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Колосок» с. Добрушино -
В учреждении 6 групповых помещений с учетом возрастных особенностей детей, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, занятий физкультурой, музыкой, средствами обучения и воспитания имогут быть приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальный (спортивный) зал, кабинет педагога-психолога, методический кабинет, медицинский блок, включающий в себя: кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет,приспособлены для использования инвалидами и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование помещений МБДОУ «Колосок» с. Добрушино соответствует действующему Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная и умывальной комнатами. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Предметно-пространственная развивающая среда отвечает принципам вариативности, доступности и безопасности. Организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям. Организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия (мячи, обручи, скакалки и т.п.).
Кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития и воспитания.
Музыкальный зал предназначен, для музыкальных занятий, утренников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп, просмотр и показ различных спектаклей, организация индивидуальной работы с детьми, семинаров, презентаций
ДОУ оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Колосок» с.Добрушино - отсутствуют.
В учреждении отдельного помещения библиотеки - нет, вся учебная литература находится в методическом кабинете.Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая и справочная литература). Дидактические пособия, репродукции картин, иллюстративный материал,которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Книги совместного пользования.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам: методическая литература; наглядно-методические пособия; дидактические пособия; наглядно-дидактические пособия; наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Колосок» с.Добрушино -отсутствуют.
В учреждении функционируетспортивный залдля организации занятий по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.
Спортивный залоснащен спортивным оборудованием для развития основных видов движений (спортивный комплекс, гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, стойки для прыжков, различные мишени для метания, мячи, обручи, гимнастические палки и др.), и осуществляет обеспечение развития и оздоровления, создания положительных эмоций у дошкольников.
Оборудование спортивного зала составляют:гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастические скамейки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.), тренажёры, наборы физкультурных пособий (состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров), дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.), игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Для детей с ОВЗ в спортивном залеимеется специальное оборудование для развития тактильных ощущений, зрительной и пространственной ориентировки (тактильные коврики, массажные мячи, зрительные ориентиры).
В группах оборудованыцентры спорта и физкультуры в группах, всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Спортивная площадкав учреждении - есть.
Игровые участки.За каждой возрастной группой закреплен участок, оснащенный теневым навесом, песочницей, скамейками, который соответствует росту и возрасту детей. Ежегодно (по плану) на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует санитарно-гигиеническим нормам, имеет сертификат качества. Песочницы закрыты крышками.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие средств обучения и воспитания в ДОУ
Направление | Наличие спец. помещений | Имеющееся оборудование | Дидактический материал |
Игровая деятельность | Групповые комнаты, площадка для прогулок и игр, уголки уединения | В достаточном количестве для разных видов игровой деятельности | Дидактические игры, атрибуты и декорации для творческих и театральных игр, методическая литература. |
Здоровье и физическая культура | Физкультурный зал, музыкальный зал, уголки настроения, уголки здоровья в группах, прогулочные площадки, медицинский кабинет. | Гимнастические лестницы, скамейки, маты, канат и прочее, аптечка, весы, ростомер и др. | Методическая литература, экологические тропы, сценарии занятий, гимнастики, спортивных праздников, дней здоровья, и др.; Медицинская литература (брошюры по профилактике и предупреждению различных заболеваний и пр.) |
Познавательная деятельность | Групповые комнаты, социум и окружающая природа (уголки природы, огород, цветники, зеленая аптека и др.); | Уголки книг, природы, познавательные лаборатории, атрибуты к занятиям познавательного цикла (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, кассеты и др.); уголки занимательной математики, оборудованные дидактическими играми, различная литература в уголках книги. | Методическая литература, пособия и дидактический, наглядный материал по разным видам познавательной деятельности, дидактические игры и др. |
Художественно – эстетическое развитие | Музыкальный зал, уголки изо-деятельности, музыкального, литературного творчества в группах, театральная студия | Фортепиано, аудиоаппаратура, иллюстративный и демонстрационный материал по декоративно прикладному и изобразительному искусству, атрибуты и декорации, костюмы к театрализованной деятельности (разные виды). | Методическая литература, подбор материала по декоративно-прикладному искусству, иллюстрации художников, методические разработки. |
Трудовое развитие | Групповые комнаты, участки | Необходимый инвентарь для трудовой деятельности различных видов. | Методическая литература, рекомендации по ознакомлению с трудом взрослых и развитию трудовых умений и навыков. |
Нравственное развитие | Групповые комнаты, социум. | Литературные произведения в уголках книг, природы, наглядное и демонстрационное оборудование (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, аудиозаписи и др.); дидактические пособия. | Методическая литература и рекомендации по нравственному воспитанию, произведения художественной литературы и изобразительной деятельности соответствующей тематики. |
Специальные условия питания
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Колосок» с. Добрушино -отсутствуют.(в связи с отсутствием письменного обращения родителей (законных представителей) воспитанников учреждения с заключением врача (справкой) о подтвержденными диагнозами: с анемии, ожирения или болезнями органов пищеварения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в учреждении используется утвержденное 10 дневное меню. В случае обращения в администрацию учреждения родителей (законных представителей) воспитанников с заключением врача (справкой) будет утверждено дополнительное 10 дневное меню, на основании рекомендаций врача).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Колосок» с. Добрушино не предоставляет лицам с ОВЗ и инвалидам доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен доступ воспитанников учреждения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Колосок» с. Добрушино - не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «Колосок» с.Добрушино имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- музыкальный центр.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.