Тема самообразования
12.10.2022
«Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного
возраста в игровой форме»
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься
трудом,
Чем он раньше познает,
как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в
жизни потом!
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет
свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с
дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных
экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической
действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если
его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен»,
«деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее
впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном
возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного
воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует
относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого
труда и человеку.
Невозможно вырастить гармоничного развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка-товарно- денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия как деньги, товар, цены экономить и так далее.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями
способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что
сделает этот процесс более осознанным.
Поэтому
проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно уже к
дошкольному возрасту, так ка это время, когда закладываются азы финансовой
грамотности.
Формирование финансовой грамотности официально признана одной из важнейших
задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в
систему дошкольного образования. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных
норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и
навыков.
Цель: создание и совершенствование
необходимых условий для формирования у детей дошкольного возраста азов
финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и
качества жизни будущего гражданина
Задачи:
1. Проанализировать научную,
методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить условия, направленные на
формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
3. Изучить особенности формирования
представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации
материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
4. Способствовать формированию
первоначальных представлений у детей дошкольного возраста о деньгах как об
универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
5. Проанализировать работу по
формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления
развития и образования детей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Ожидаемые
результаты:
Для
воспитателя сформируются основы педагогического мастерства,
профессионализма и творчества:
·
умение
анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и
практических знаний, умений и навыков;
·
овладение
инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного
развития детей;
·
умение
активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные
сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации
непосредственно образовательной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит
осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания,
способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника,
предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
Основные
вопросы:
·
изучение
методической литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;
·
актуальность
формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;
·
цели и
задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;
·
этапы работы
по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;
·
особенности
экономического воспитания для детей дошкольного возраста;
·
роль
родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;
·
изучение
педагогического опыта других педагогов;
·
внедрение
экономического воспитания в образовательный процесс.
Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране
диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у
населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна
начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает
хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда
они вырастают.
Основные
формы реализации программы по самообразованию:
Беседы.
Игровые занятия.
Дидактические игры.
Моделирование ситуаций – тренингов.
Чтение художественной литературы.
Работа с родителями: досуги, беседы
и консультации
Мастер - класс «Создание условий для
формирования основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста».